Образование

Положение об организации учебного процесса

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации учебного процесса по профессиональной подготовке
водителей транспортных средств в учебной организации ООО «РОТОР»

1. Общие положения

1. Настоящее положение об организации учебного процесса по профессиональной подготовке водителей транспортных средств (далее – Положение) разработано в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими профессиональную подготовку (переподготовку) и повышение квалификации водителей транспортных средств соответствующих категорий.
2. В Положении излагаются основные требования к организации учебного процесса по программам профессиональной подготовки (переподготовки) водителей транспортных средств соответствующих категорий (далее – Программа) в ООО «РОТОР» (далее – организации).
3. Данное Положение не отменяет действие нормативно-правовых актов РФ по подготовке водителей, а только уточняет порядок выполнения их требований применительно к организации (исходя из условий подготовки, наличия и состояния учебно-материальной базы).
4. Положение является локальным нормативно-правовым актом учебной организации. Его требования обязательны для исполнения работниками учебной организации ООО «РОТОР», имеющим отношение к учебному процессу, а также обучаемым в организации.
5. При опубликовании и вступлении в силу других нормативно-правовых актов РФ, касающихся профессиональной подготовки водителей транспортных средств, их требования вносятся в данное Положение установленным порядком и доводятся до исполнителей.
6. Директор ООО «РОТОР» планирует и организовывает работу по выполнению требований Положения, а также осуществляет контроль над состоянием учебно-методической работы, подготовкой преподавателей и мастеров производственного обучения вождению (далее – мастер) к занятиям и качеством их проведения.

2. Общие требования к организациям, осуществляющим ведение образовательной деятельности по программам профессиональной подготовки.

7. Учебная организации, осуществляющим ведение образовательной деятельности по программам профессиональной подготовки (далее организации), руководствуются в своей деятельности нормативными правовыми актами РФ.
8. Деятельность по подготовке (переподготовке) и повышению квалификации водителей может осуществляться только организациями, прошедшими обязательное лицензирование в органах управления образованием субъектов РФ.
9. Организация, осуществляющая деятельность по подготовке водителей, должна иметь:
— примерные программы профессиональной подготовки
— программы профессиональной подготовки утверждённые директором организации и согласованные с ГИБДД;
— учебно-материальную базу, отвечающую требованиям соответствующих программ;
— преподавателей и мастеров производственного обучения вождению соответствующего уровня квалификации;
— должностные инструкции для работников организации;
— перечень учебных маршрутов согласованный с ГИБДД;
— другие документы регламентирующие ведение образовательной деятельности в области профессиональной подготовки.
10. Организация должна располагать:
— учебными классами (кабинетами), оснащенными необходимым оборудованием, техническими средствами обучения, учебными и наглядными пособиями для проведения теоретических и практических занятий в соответствии с перечнем, установленным соответствующей Примерной программой. Помещения для размещения учебных классов (кабинетов) должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологических норм РФ;
— автодром (закрытую площадку для первоначального обучения вождению), оборудованным обязательными элементами согласно требованиям;
— учебными транспортными средствами, оборудованными в соответствии с требованиями и прошедшими обязательную сертификацию.
11. Кроме оборудования учебных классов (кабинетов), предусмотренного минимальным перечнем соответствующей Примерной программой, организации могут оснащать их дополнительным оборудованием.
12. Необходимое количество учебных классов (кабинетов) определяется в соответствии с планом подготовки водителей транспортных средств, разрабатываемым организацией в соответствии с расчётной формулой. Размещение оборудования, технических средств, учебных и наглядных пособий в учебных классах (кабинетах) должно производиться с учетом требований санитарно — гигиенических норм и правил, требований противопожарной безопасности.
13. Помещение учебного класса (кабинета) должно предусматривать возможность размещения учебной группы в количестве 30 человек, а также установки проекционной и телевизионной аппаратуры, средств ЭВМ, других технических средств обучения, тренажеров, комплектов учебно-наглядных плакатов и других учебных пособий.
14. Квалификационные требования:
Преподаватель по предметам «Основы законодательства в сфере дорожного движения»; «Психофизиологические основы деятельности водителя»;»Основы управления транспортными средствами»; «Основы управления транспортными средствами категории «B»; «Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом»; «Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом»:
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы, удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории. Преподаватели, не имеющие педагогического образования, и лица, вновь поступившие на работу, обязаны в течение года пройти обучение по программе повышения квалификации «Педагогические основы деятельности преподавателя по подготовке водителей транспортных средств.
Преподаватель по предмету «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «B» как объектов управления»;
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области соответствующей профилю обучения.
Преподаватель по предмету «Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии».
Занятия по предмету «Первая помощь» про¬водятся медицинским работником с высшим или средним профессиональным образованием медицинского профиля, прошедшим специальную подготовку при медицинском учебном заведении и имеющим соответствующее удостоверение (свидетельство) на право преподавания предмета.
Мастер производственного обучения вождению:
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения и дополнительное образование по программе повышения квалификации «Педагогические основы деятельности преподавателя (мастера) по подготовке водителей транспортных средств, без предъявления требований к стажу работы. Документ на право управления транспортным средством соответствующей категории и иметь непрерывный стаж управления транспортным средством не менее 3 лет.

3. Прием на обучение и порядок заключения договора на
оказание услуг по профессиональной подготовке водителей
транспортных средств

15. Прием граждан для обучения по программам профессиональной подготовки и переподготовки, осуществляется:
— по личным заявлениям граждан желающим пройти обучение или их родителей (законных представителей).
— по направлениям предприятий, организаций.
Сроки приема заявлений на получение специальности устанавливаются по дополнительному объявлению о наборе. Желающие поступить на обучение подают на имя директора заявление о приеме с указанием избранной специальности.
16. При подаче заявления о приеме в на выбранную программу профессиональной подготовки, гражданин, предъявляет:
Водитель транспортных средств категории «А», «М», «В», «С» — профессиональная подготовка
— документ, удостоверяющий его личность (паспорт) с ксерокопией;
— 1 фотографию форматом 3х4;
— лица, направляемые для обучения службой занятости, учреждениями, предприятиями, организациями на договорных началах, прилагают также соответствующее направление.
Каждый подавший заявление обязан пройти медицинское освидетельствование, для определения годности по состоянию здоровья к обучению по избранной специальности.
Водитель транспортных средств категории «А», «М», «В», «С» — переподготовка:
— документ, удостоверяющий его личность (паспорт) с ксерокопией;
— 1 фотографию форматом 3х4;
— документ, удостоверяющий право управления транспортным средством необходимой для зачисления категории управления (водительское удостоверение) с ксерокопией документа;
— оригинал документа и его копия, подтверждающие, прохождение обучения;
— лица, направляемые для обучения службой занятости, учреждениями, предприятиями, организациями на договорных началах, прилагают также соответствующее направление.
Водитель транспортных средств категории «А», «М», «В», «С» — повышение квалификации (с АТ на МТ):
— документ, удостоверяющий его личность (паспорт) с ксерокопией;
— 1 фотографию форматом 3х4;
— документ, удостоверяющий право управления транспортным средством необходимой для зачисления категории управления (водительское удостоверение) с ксерокопией документа;
— оригинал документа и его копия, подтверждающие, прохождение обучения;
— лица, направляемые для обучения службой занятости, учреждениями, предприятиями, организациями на договорных началах, прилагают также соответствующее направление.
Каждый подавший заявление обязан пройти медицинское освидетельствование, для определения годности по состоянию здоровья к обучению по избранной специальности.
17. Договор оформляется в письменном виде и вступает в силу с даты издания приказа «О формировании учебной группы» и действует до полного выполнения условий договора, но не более шести месяцев со дня начала занятий.
18. Принятые документы (медицинская справка, заявление, фотографическая карточка) и договор хранятся в учебной части в специальной папке (скоросшивателе) формируемой учебной группы (по окончании обучения – дело группы).
19. Договор с кандидатом, не прибывшим (за исключением уважительной на то причины) на организационное собрание расторгается в одностороннем порядке и хранятся в отдельном деле (папке) в течение года.

3. Порядок профессиональной подготовки (переподготовки) водителей транспортных средств

20. Профессиональная подготовка (переподготовка) водителей транспортных средств, осуществляется в соответствии с действующим законодательством и требованиями Примерной программы.
21. На основании Примерной программы в организации разрабатываются рабочая программа профессиональной подготовки (далее – Программа) и учебный план.
22. Порядок профессиональной подготовки (переподготовки) водителей:
22.1. Сроки обучения устанавливаются исходя из объемов учебных планов и Программ, режимов обучения.
22.2. Лица, зачисленные на обучение, именуются обучаемыми, а сформированные из них группы – учебными группами. Численность учебной группы не должна превышать 30 человек.
22.3. Зачисление на подготовку, выпуск, перевод, отчисление обучаемых оформляется приказом руководителя учебной организации.
22.4. Учебная организация после издания приказа о создании учебной группы и зачислении на обучение, регистрирует группу в МРЭО ГИБДД не позднее, чем за месяц до её выпуска.
22.5. Учебная нагрузка при организации занятий в форме дневного обучения не должна превышать 6-8 часов в день и 36 часов в неделю, а в форме ве¬чернего обучения — соответственно 4 часов и 28 часов. Режим обучения может быть ежедневным и от 2 до 6 дней в неделю.
22.6. Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий должна составлять 1 академический час (45 минут). Продолжительность учебного часа практического обучения вождению должна составлять 1 астрономический час (60 минут), включая время на постановку задач, подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых.
22.7. Теоретические, практические занятия и консультации проводятся в оборудованных для этих целей учебных классах (кабинетах).
22.8. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, для каждой учебной группы. Расписание утверждается директором организации.
22.9. При подготовке специалистов применяются следующие основные методы обучения: устное изложение (объяснение, рассказ, лекция), беседа, показ (демонстрация, наблюдения), упражнения (тренировки), самостоятельная работа. Указанные методы, как правило, применяются комплексно.
22.10. Выбор метода обучения определяется преподавателем в соответствии с требованиями программ, степенью сложности изучаемого материала, наличием и состоянием технических средств обучения и УМБ.
22.12. Учет занятий, посещаемости, оценки знаний обучаемых ведется в журнале учета занятий (далее–журнал), оценки навыков управления транспортным средством отражаются в индивидуальной книжке обучения вождению, путевом листе.
22.13. Журнал является основным документом, отражающим выполнение программы по всем теоретическим предметам обучения. Журнал ведется в каждой учебной группе. Преподаватель является лицом, ответственным за его правильное ведение. Успеваемость выставляется цифрами по пятибалльной системе.
22.14. Занятия по предмету «вождение транспортного средства» проводятся мастером ПОВ в соответствии с утвержденным графиком практического обучения вождению.
22.15. Продолжительность учебного часа составляет 60 минут, из которых на контрольный осмотр автомобиля, постановку задач, подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых отводится 10 минут. При условии проведения 2-х часовых и более упражнений предусматривается перерывы продолжительностью 10 минут.
22.16. Смена обучаемых производится в установленных местах на учебном маршруте, на площадке автодрома или месте расположения организации.
22.17. Мастер производственного обучения вождению на занятиях по предмету «вождение транспортного средства» должен иметь при себе:
— документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории, подкатегории
— водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
— документы на учебное транспортное средство, установленные ПДД;
— свидетельство установленного образца о соответствии квалификации;
— план-конспект проведения занятий;
— график очередности вождения;
— схему маршрутов учебного вождения.
22.18. В течение дня с одним обучаемым разрешается отрабатывать не более четырёх часов практического вождения.
22.19. Занятия по практическому обучению вождению транспортного средства и тематический контроль проводятся мастерами ПОВ на автодроме (закрытой площадке), а также на учебных маршрутах, согласованных с ГИБДД.
22.20. Занятия по практическому вождению транспортного средства проводятся согласно графика, составляемого мастером ПОВ. О невозможности присутствия на практических занятиях по вождению, обучаемый предупреждает мастера за один день до начала занятий.
22.21. Индивидуальная книжка обучения вождению оформляется и ведется на каждого обучаемого и предназначена для учета выполнения учебного плана по вождению транспортного средства.
22.22. Заполнение книжки производится мастером ПОВ после каждого занятия и по окончанию обучения сдаётся в учебную часть.
22.23. Преподаватели и мастера ПОВ несут ответственность за качество обучения и подготовку обучаемых к итоговой аттестации (квалификационному экзамену) в организации и экзаменов в ГИБДД, а также за соблюдением обучаемыми дисциплины и мер безопасности во время проведения занятий.
22.24. Порядок допуска к итоговой аттестации и порядок её проведения устанавливается соответствующими Правилами разрабатываемыми в организации.
23. Порядок контроля над учебным процессом в организациях, осуществляющих ведение образовательной деятельности по программам профессиональной подготовки:
23.1. Контроль учебного процесса, уровня подготовки преподавателей и мастеров ПОВ к занятиям, качество их проведения в организации планируется учебной частью, а также может проводиться планово так и внепланово.
Контроль осуществляется директором организации, назначенными преподавателями, мастерами ПОВ или другими назначенными должностными лицами учебной организации.
23.2. Результаты проверок занятий записываются в соответствующий раздел журнала учета занятий проверяемой группы.
23.3. Результаты контроля состояния учебного процесса, анализируются руководством учебной организации, периодически рассматриваются, обсуждаются и доводятся до работников, принимающих участие в учебном процессе.
23.4. В организации вырабатываются, принимаются соответствующие методические рекомендации, предложения и указания по совершенствованию учебного процесса.

4. Порядок оказания платных образовательных услуг
по подготовке водителей транспортных средств

24. Учебная организация ООО «РОТОР» оказывает платные образовательные услуги в соответствии с Положением об оказании платных образовательных услуг разрабатываемым в организации;
25. К платным образовательным услугам относятся:
• обучение по программам профессиональной подготовки;
• оказание услуг по дополнительному обучению вождению;
• другие услуги.
26. Организация предоставляет платные образовательные услуги в целях наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей населения, предприятий и организаций.

5. Контроль качества подготовки (переподготовки) обучаемых

27. Для определения качества подготовки каждого обучаемого по теоретическому и практическому курсу, и оценки его знаний по изученным темам, проводятся зачёты (контрольные занятия), по результатам которых определяется уровень подготовки, а также готовность каждого обучаемого и в целом группы к итоговой аттестации, и кроме того, тематика консультаций, дополнительных занятий и рекомендации для самостоятельной подготовки к экзаменам.
Зачеты, контрольные занятия по теоретическому курсу состоят из трёх билетов по десять вопросов в каждом. При сдаче зачёта, контрольного занятия обучаемый может допустить не более одной ошибки на 3 билета. Зачеты по темам сдаются строго в определенном порядке, согласно программы подготовки.
28. Зачёты, контрольные занятия по теоретическим предметам могут приниматься с использованием ЭВМ или письменно. Для сдачи зачёта, контрольного занятия отводиться одна попытка. Обучаемые не сдавшие зачёт или контрольное занятие по теоретическим предметам могут их пересдать на последующих занятиях.
После окончания теоретических занятий в учебной группе, обучаемые имеющие задолженности, могут их пересдать в определённое преподавателем время.
29. Для обучаемых, недостаточно овладевших, приемами вождения транспортным средством после отработки в полном объеме упражнений, предусмотренных темами предмета «вождение транспортных средств», по результатам контрольных занятий – проводятся дополнительные занятия по соответствующим темам за плату, после чего проводиться повторный контроль.
30. Спорные вопросы между обучаемым и лицом, проводившим контроль, решает конфликтная комиссия, создаваемая приказом директора организации.

6. Оплата за обучение и порядок ее внесения

31. Стоимость услуг по обучению составляет двадцать три тысячи рублей без стоимости топлива.
32. Оплата производится согласно калькуляции, утвержденной директором организации.
33. Оплата за обучение производится по частям:
— первая часть платежа вносится при заключении договора в размере 13 тысяч рублей;
— вторая часть платежа вносится в течении периода обучения.
34. В случае оплаты стоимости оказываемых услуг не в полном размере, обучаемый к итоговой аттестации не допускается.

7. Порядок проведения итоговой аттестации (квалификационного экзамена)

35. Итоговая аттестация планируется и проводится в соответствии с Правилами проведения и Положением о проведении итоговой аттестации, разрабатываемыми в организации и осуществляется для проверки знаний и навыков граждан, прошедших обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) и проводится в виде квалификационного экзамена (далее – экзамена).
36. Экзамен может проводится письменно или с использованием автоматизированной системы (аппаратно-программного комплекса) на основе комплекта экзаменационных задач, сформированных в экзаменационные билеты.
37. Экзамен проводится не позднее 5 дней после полного выполнения обучаемыми учебного плана в соответствии с расписанием.
38. Прием комплексного экзамена осуществляет экзаменационная комиссия, которая состоит не менее чем из 3-х человек.
Поименный состав экзаменационной комиссии назначается приказом руководителя организации.
39. К экзамену допускаются граждане, прошедшие в полном объеме обучение по Программе и получившие положительные итоговые оценки по всем предметам обучения.
40. Ведущий преподаватель не позднее, чем за один день до экзамена представляет директору организации доклад о готовности группы (количестве допущенных и не допущенных, причинах, по которым обучаемые не допущены к экзамену). А также представляет полностью оформленную документацию на учебную группу (журнал учета занятий, индивидуальные книжки обучения вождению, протокол, экзаменационные листы).
41. Спорные вопросы, возникшие во время проведения квалификационного экзамена, рассматриваются конфликтной комиссией.
42. Ответственность за организацию и проведение итоговой аттестации, также правильное и полное оформление документации возлагается на председателя экзаменационной комиссии и директора организации.
43. Каждый член экзаменационной комиссии должен, иметь водительское удостоверение тех категорий, по которым будет проводиться экзамен, стаж управления не менее трех лет.
44. Члены экзаменационной комиссии обязаны знать:
— содержание и структуру учебного плана и рабочих программ предметов;
— методику обучения, компьютерные программы для проведения практических занятий и контроля знаний;
— основы законодательства в сфере дорожного движения и основы управления транспортным средством;
— устройство и техническое обслуживание ТС соответствующей категории как объектов управления;
— психофизиологические основы деятельности водителя;
— основы управления транспортными средствами;
— первую помощь при дорожно-транспортном происшествии.
— основы управления транспортными средствами соответствующей категории;
— организацию и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом;
— организацию и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом.
— порядок приема квалификационного экзамена на получение права управления транспортным средством;
— требования техники безопасности в учебном процессе.
45. Учебное транспортное средство должно быть оборудовано в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов РФ, сертифицировано и зарегистрировано в ГИБДД, как специальный автомобиль «Учебная». Техническое состояние учебного транспортного средства должно соответствовать установленным требованиям.
46. Автодром (закрытая площадка для первоначального обучения вождению) для обучения и приема практического экзамена на право управления транспортным средством должен быть оборудован следующими обязательными элементами:
— боксом для постановки транспортного средства на стоянку задним ходом;
— боксом для постановки транспортного средства на стоянку боковой стороной с применением заднего хода (параллельной парковкой задним ходом);
— участком для разворота транспортного средства при ограниченной ширине проезжей части (разворот);
— участком с остановкой и троганьем на подъёме (эстакадой)
— стоп-линией;
— габаритной змейкой;
47. Участки закрытой площадки или автодрома для первоначального обучения вождению ТС, используемые для выполнения учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Примерной программой, должны иметь ровное и однородное асфальто- или цементобетонное покрытие, обеспечивающее круглогодичное функционирование. Закрытая площадка или автодром должны иметь установленное по периметру ограждение, препятствующее движению по их территории ТС и пешеходов, за исключением учебных ТС, используемых в процессе обучения.
Наклонный участок (эстакада) должен иметь продольный уклон относительно поверхности закрытой площадки или автодрома в пределах 8 — 16% включительно, использование колейной эстакады не допускается.
Размеры закрытой площадки или автодрома для первоначального обучения вождению ТС должны составлять не менее 0,24 га.
При проведении промежуточной аттестации и квалификационного экзамена коэффициент сцепления колес транспортного средства с покрытием закрытой площадки или автодрома в целях безопасности, а также обеспечения объективности оценки в разных погодных условиях должен быть не ниже 0,4 по ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», что соответствует влажному асфальтобетонному покрытию.
48. В случае проведения практических занятий и экзамена в темное время суток освещенность автодрома должна быть не менее 20 лк.
49. Оборудование и состояние автодрома должны соответствовать требованиям охраны труда и безопасности дорожного движения.
50. Требования к проведению итоговой аттестации.
50.1. Итоговая аттестация в виде квалификационного экзамена планируется, и проводится как правило в рабочие дни. Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний. Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к сдаче квалификационного экзамена не допускаются.
50.2. Теоретический экзамен принимается с использованием автоматизированной системы (аппаратно-программного комплекса) на основе комплекта экзаменационных задач, сформированных в экзаменационные билеты. или по экзаменационным билетам на бумажном носителе.
50.3. До начала экзамена председатель или член экзаменационной комиссии должен информировать обучаемых о порядке проведения экзамена, пользования экзаменационными билетами на бумажном носителе, программой на компьютере, а также о системе оценки знаний.
50.4. Теоретическая часть квалификационного экзамена с использованием экзаменационных билетов на бумажном носителе или компьютере должна приниматься у кандидатов в водители по трём билетам.
Проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводится по предметам:
«Основы законодательства в сфере дорожного движения»;
«Устройство и техническое обслуживание ТС соответствующей категории как объектов управления»;
«Основы управления транспортными средствами соответствующей категории;
«Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом»;
«Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом».
50.5. Каждый билет должен содержать десять вопросов, а каждый вопрос несколько ответов, один из которых правильный. Содержание билетов должно соответствовать программе и соответствовать вопросам включённым в экзаменационные билеты, утверждённые ГУ ГИБДД МВД России.
50.6. Для подготовки ответов на вопросы одного билета, каждому кандидату отводится 20 мин. Последовательность ответов на вопросы билетов выбирается кандидатом самостоятельно.
50.7. Ответы на вопросы билетов на бумажном носителе фиксируются шариковой ручкой в экзаменационной карточке по теоретическому экзамену. Ответ на вопрос билета, имеющий исправления, считается неправильным.
50.8. Информация о правильности ответов на вопросы, включенные в билеты, должна отображаться на экране монитора только после ответа на последний вопрос билета, либо по истечении установленного времени. При этом на экран монитора должна выводиться информация с номерами выбранных и правильных ответов на вопросы билета, время, затраченное на их подготовку, а также вопросы, на которые были даны неправильные ответы.
50.9. Результаты теоретической части оцениваются:
— при безошибочном решении двух билетов ставится оценка «отлично»;
— при одной ошибке в одном из билетов ставится оценка «хорошо»;
— при одной ошибке в каждом билете ставится оценка «удовлетворительно»;
— во всех остальных случаях ставится оценка «неудовлетворительно»;
50.10. Результаты теоретического экзамена, заносятся в экзаменационную карточку членом экзаменационной комиссии.
50.11. Если в ходе проведения теоретического части экзамена кандидат пользовался литературой или прибегал к помощи других лиц, экзамен прекращается и ему выставляется отметка «неудовлетворительно».
51. Требования к проведению практической работы квалификационного экзамена.
51.1. Практическая квалификационная работа при проведении квалификационного экзамена состоит из двух этапов. На первом этапе проверяются первоначальные навыки управления ТС соответствующей категории на закрытой площадке или автодроме. На втором этапе осуществляется проверка навыков управления ТС соответствующей категории (кроме «А», «А1», «М») в условиях дорожного движения.
51.2. Перед началом практической работы председатель или член комиссии должен информировать кандидатов о порядке проведения экзамена, системе оценки и последовательности проезда по элементам автодрома.
51.3. Перед началом выполнения каждого этапа практической части экзамена двигатель учебного транспортного средства должен быть прогрет и выключен, рычаг коробки перемены передач находиться в нейтральном положении, стояночная тормозная система включена.
51.4. Время на выполнение первого этапа квалификационной работы устанавливается с учетом размера автодрома, но не более 20 мин.
51.5. Итоговая оценка по результатам первого этапа выставляется на основании всех упражнений, предусмотренных комплексом для конкретной категории.
51.6. Правильность выполнения задания каждого упражнения оценивается по системе: положительная оценка «Выполнил», отрицательная — «Не выполнил».
Для каждого упражнения определен перечень типичных ошибок, которые делятся: грубые, средние и мелкие. В соответствии с этой классификацией за совершение каждой ошибки кандидату в водители начисляются штрафные баллы: за грубую — 5, за среднюю – 3, за мелкую — 1.
Оценка «Выполнил» выставляется, когда кандидат в водители не допустил ошибок или сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет менее 5 .
Оценка «Не выполнил» выставляется, когда сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет 5 или более.
Итоговая оценка «Сдал» за первый этап выставляется, когда кандидат в водители получил оценку «Выполнил» за все упражнения, предусмотренные комплексом для данной категории.
Итоговая оценка «Не сдал» выставляется, когда кандидат в водители получил оценку «Не выполнил» за два упражнения из всех, предусмотренных комплексом или отказался от выполнения одного упражнения.
51.7. Кандидат, не сдавший первый этап, к сдаче второго этапа не допускается.
51.8. На втором этапе оцениваются навыки управления в условиях реального дорожного движения по заданному маршруту.
51.9. Маршрут движения для выполнения второго этапа экзамена определяется экзаменационной комиссией.
51.10. При движении по маршруту член комиссии должен четко и своевременно подавать команды экзаменуемому и контролировать правильность их выполнения.
51.11. Члену комиссии запрещается провоцировать экзаменуемого к выполнению действий, противоречащих требованиям правил и безопасности дорожного движения.
51.12. При возникновении угрозы безопасности движения и для предотвращения ДТП МПОВ обязан незамедлительно вмешаться в процесс управления транспортным средством.
51.13. Для оценки второго этапа практической части определен перечень типичных ошибок, которые делятся на грубые, средние и мелкие. За совершение каждой ошибки кандидату в водители начисляются штрафные баллы:
грубая — 5 баллов; средняя — 3 балла; мелкая – 1 балл.
51.14. Ошибки, допущенные кандидатом, член комиссии классифицирует и фиксирует в экзаменационной карточке по практическому экзамену.
51.15. Комиссия суммирует количество штрафных баллов, набранных кандидатом на втором этапе практического экзамена, и выставляет ему итоговую отметку по результатам сдачи практического экзамена.
51.16. Отметка «Сдал» выставляется в случае проезда кандидатом заданного маршрута при условии, что он набрал в сумме не более пяти штрафных баллов за значительные и незначительные ошибки.
51.17. Отказ от выполнения или невыполнение кандидатом какого-либо элемента первого этапа экзамена, превышение установленного времени на выполнение этапов, создание аварийной ситуации на обоих этапах, вызвавшее необходимость вмешательства мастера для предотвращения ДТП, набор более пяти штрафных баллов фиксируются отметкой «Не сдал».
52. Порядок оформления результатов итоговой аттестации.
52.1. Результаты итоговой аттестации (квалификационного экзамена) оформляются протоколом, который подписывается председателем, всеми членами комиссии и заверяется печатью организации и подписью директора, в котором делается отметка о виде прохождения обучения вождению – автоматическая трансмиссия/механическая трансмиссия (АТ/МТ).
52.2. Кандидатам, успешно сдавшим итоговую аттестацию, организацией выдается свидетельство о прохождении профессиональной подготовки с отметкой АТ/МТ. Получение свидетельства удостоверяется подписью, получившего его, в протоколе экзаменационной комиссии.
52.3. По результатам итоговой аттестации издается приказ директора организации об окончании обучения с указанием номера групп, фамилии, имени и отчества учащегося, сдавшего экзамен, серии и номера выданного свидетельства.
52.4. Граждане, сдавшие экзамены и получившие свидетельства, в составе учебной группы представляются для экзамена в ГИБДД.
52.5. Документация на учебную группу хранится в организации. При этом протоколы экзаменационной комиссии должны храниться не менее 15 лет, индивидуальные книжки обучения вождению и путевые листы не менее 3 лет. При утере свидетельства организация, выдавшая оригинал, обязана выдать дубликат на основании письменного заявления владельца свидетельства за дополнительную плату, согласно прейскуранту.
53. Порядок проведения повторной итоговой аттестации.
53.1 Граждане, не сдавшие итоговую аттестацию, могут пересдать квалификационный экзамен по пятницам.
53.2. Повторный теоретический и (или) практический этап квалификационного экзамена назначается не ранее чем через семь дней со дня проведения предыдущего экзамена. Количество повторных пересдач ограничено, не более 3-х раз, последующая сдача назначается не ранее чем через 30 дней.
53.3. Повторная сдача практической квалификационной работы начинается с этапа, который не был сдан на предыдущей сдаче.
53.4. Граждане, не сдавшие экзамен с трех попыток, к последующей сдаче экзамена допускаются после прохождения дополнительных занятий в объёме 10% программы предмета «Вождение транспортного средства» за дополнительную плату.
53.5. Граждане, сдавшие экзамен, представляются к сдаче экзаменов в подразделение ГИБДД в составе очередных учебных групп

Положение о порядке проведения итоговой аттестации

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке проведения итоговой аттестации в
группах профессиональной подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий (подкатегорий)

1. Общие правила.
1.1.. Настоящие правила устанавливают порядок проведения итоговой аттестации в учебной организации ООО «РОТОР» в соответствии с Уставом и Положением об учебной организации (организации, осуществляющей образовательную деятельность).
1.2. Итоговая аттестация осуществляется для проверки знаний и навыков граждан, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки водитель транспортных средств соответствующей категории.
Профессиональная подготовка завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний. Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к сдаче квалификационного экзамена не допускаются.
1.3. Квалификационный экзамен осуществляется по дисциплинам:
— Основы законодательства в сфере дорожного движения;
— Устройство и техническое обслуживание ТС соответствующих категорий (подкатегорий) как объектов управления;
— Основы управления транспортными средствами соответствующих категорий (подкатегорий)
— Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом;
— Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом.
— Практическая квалификационная работа.
1.4. Делится на части:
— проверка теоретических знаний;
— практическая квалификационная работа, состоящая из двух этапов: на первом этапе проверяются первоначальные навыки управления транспортным средством соответствующей категории на закрытой площадке или автодроме. На втором этапе осуществляется проверка навыков управления транспортным средством в условиях дорожного движения.
1.5. Каждая часть оценивается раздельно по 5-и бальной шкале.
Если испытуемый получил неудовлетворительную отметку, то требуется пересдача только несданной дисциплины, но не менее чем через одну неделю после неудачной попытки.
1.6. Для проведения практической квалификационной работы используются транспортные средства, на которых проводилось обучение.
1.7. На итоговую аттестацию допускаются обучаемые:
— успешно сдавших промежуточную аттестацию и не имеющие
задолженности по предметам профессиональной подготовки;
— успевающие по всем предметам и оплатившие обучение;
— предоставившие полностью и правильно оформленные документы;
1.8. Результаты (баллы) фиксируются в протоколе.
1.9. Итоговая аттестация в виде квалификационного экзамена принимается экзаменационной комиссией, назначенной директором учебной организации.
1.10. Итоговая аттестация проводится за день экзамена в ГИБДД. Повторная — назначается по дополнительному графику.
1.11. Гражданам, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается свидетельство о профессии водителя, предъявляемое в ГИБДД.

2. Условия сдачи.
2.1. Преподаватель передает в экзаменационную комиссию документы учебной группы:
— журнал учёта занятий;
— книжки учета времени (часов) обучение вождению;
— данные об оплате обучения;
— протоколы;
— документы обучаемых, необходимые для сдачи экзамена ГИБДД;
2.2. Экзаменационная комиссия проверяет оформление документации. В случае выявления нарушений (количество часов практического вождения, оплата обучения, неправильно оформленные документы и.т.д.) обучаемый не допускается к итоговой аттестации до выяснения и устранения причин нарушений.
2.3. При отсутствии кандидатов в водители на итоговой аттестации ведущий преподаватель предоставляет докладную записку с указанием причин отсутствия.
2.4. Документы формируются в следующем порядке:
— экзаменационный лист;
— заявление в ГИБДД;
— свидетельство о прохождении обучения по программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств;
— медицинская справка установленного образца о годности к управлению транспортным средством соответствующих категорий (подкатегорий);
— копия медицинской справки;
2.5. Вначале проводится теоретическая часть квалификационного экзамена, затем практическая.
2.6. Лица, не сдавшие одну из частей, могут осуществить повторную попытку в установленное время.

3. Содержание квалификационного экзамена.
3.1. Теоретическая часть проводится по вопросам, включённым в экзаменационные билеты, утверждённые Главным управлением ГИБДД МВД России.
3.2. Билеты сгруппированы в комплекты для соответствующих категорий и подкатегорий транспортных средств. Каждый билет содержит 20 вопросов. На каждый вопрос приведено несколько ответов, один из которых правильный.
3.3. Каждому экзаменуемому выдаётся три билета по 20 вопросов в каждом и оценивается — «5» – 0 ошибок, «4» — не более 1 ошибки в двух билетах, «3» — не более 1 ошибки в каждом билете, «2» — более 2 ошибок в одном и более билетах.
3.4. Проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена по предметам:
«Основы законодательства в сфере дорожного движения»;
«Устройство и техническое обслуживание ТС соответствующих категорий (подкатегорий) как объектов управления»;
«Основы управления транспортными средствами соответствующих категорий (подкатегорий);
«Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом»;
«Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом».
3.5. При проведении первого этапа практической квалификационной работы у кандидата в водители проверяются первоначальные навыки управления транспортным средством соответствующей категории:
— пользование органами управления ТС, зеркалами заднего вида;
— трогание с места;
— маневрирование в ограниченном пространстве передним и задним ходом;
— построение оптимальной траектории маневра;
— оценка дистанции, интервала, габаритных параметров ТС;
— переключение передач;
— постановка в обозначенном месте;
— постановка ТС на стоянку параллельно краю проезжей части;
— въезд в бокс задним ходом;
— разворот на 180 градусов передним и задним ходом в ограниченном пространстве;
3.6. Первый этап проводится на автодроме (закрытой площадке) в соответствии с утвержденной методикой приема.
3.7.На втором этапе у кандидата в водители проверяется выполнение требований ПДД, умение безопасно выполнять маневры в реальных условиях дорожного движения.
4. Организация проведения итоговой аттестации в форме квалификационного экзамена.
4.1.Форма экзамена — индивидуальная. Может приниматься как у одного, так и у нескольких кандидатов одновременно.
4.2.Теоретический экзамен проводится методом письменного опроса по билетам или методом программированного контроля знаний с использованием автоматизированной системы (аппаратно-программного комплекса) на основе комплекта экзаменационных задач, сформированных в экзаменационные билеты.
4.3.Для ответа на 1 билет кандидату предоставляется 20 минут. По истечении указанного времени экзамен прекращается.
Каждому экзаменуемому выдаётся три билета по 20 вопросов в каждом.
4.4. Хронометраж ведется с момента подачи команды, разрешающей кандидатам в водители приступить к работе с билетом.
4.5.Последовательность ответов на вопросы билета выбирается кандидатом в водители самостоятельно.
4.6. Экзамен проводится в помещении, оборудованном рабочими местами для кандидатов в водители и членов экзаменационной комиссии.

5. Порядок проведения квалификационного экзамена.
5.1. Перед началом проверки теоретических знаний председатель комиссии знакомит кандидатов в водители с формой, методами и порядком проведения экзамена, порядком работы с билетом в зависимости от метода приёма экзамена, разъясняет систему оценок.
5.2.Независимо от способа проведения билет по проверке теоретических знаний формируется следующим образом:
Все вопросы объединены в 4 группы по 40 тематических блоков, состоящих из 5 вопросов каждый (первая группа содержит все вопросы № 1-5 билетов, утвержденных ГУ ГИБДД МВД России; вторая № 6-10; третья №11-15; четвертая № 16-20). Билет состоит из четырех групп, каждая из которых выбрана случайным образом. Перегруппировка вопросов внутри не допускается.
5.3.При проведении испытаний методом письменного опроса кандидату в водители предлагается выбрать 3 билета. Если билетам присвоены номера, они указываются в соответствующей графе аттестационного листа.
На каждый вопрос билета выбирается один наиболее полный и правильный ответ. Номер выбранного ответа на каждый вопрос кандидат в водители заносится в графу соответствующего вопроса чернильной или шариковой ручкой. После ответа или истечения установленного времени лист подписывается кандидатом в водители и вместе с билетами сдается экзаменатору. Проверяется правильность ответов на вопросы билетов. Ответ на вопрос, имеющий исправления или подчистки, считается неправильным. При наличии «неправильных» ответов номера отмечаются и указываются «правильные» в строке «Отметки».
5.4. При проведении практической части квалификационного экзамена экзаменатор знакомит кандидата в водители с формой, методом, порядком проведения процедуры, системой оценок и предлагает выполнить в определенной последовательности упражнения, предусмотренные комплексом для конкретной категории ТС.
5.5. Первый этап практической квалификационной работы проводится одним из двух методов:
а) кандидат в водители выполняет в определенной последовательности все упражнения, предусмотренные комплексом. В этом случае кандидат в водители, не останавливает двигатель, информирует об окончании выполнения одного упражнения и о готовности к следующему;
б) несколько кандидатов в водители поочередно выполняют одно упражнение, предусмотренное комплексом, и затем приступают к выполнению следующего;
5.7.Последовательность выполнения упражнений определяется экзаменатором.
Перед началом выполнения упражнения транспортное средство должно быть установлено в предстартовой зоне, двигатель – прогрет и остановлен, рычаг коробки переключения передач — в нейтральном положении, стояночный тормоз — включен.
5.8.По команде кандидат в водители занимает место в транспортном средстве, осуществляет подготовку к движению и выполняет упражнение.
5.9.При этом экзаменатор контролирует ход выполнения задания, ведет хронометраж времени, подает команды кандидату в водители, классифицирует с помощью контрольной таблицы и фиксирует ошибки, суммирует количество набранных штрафных баллов и выставляет оценку за выполнение каждого упражнения и в целом.
5.10.После каждого этапа председатель комиссии объявляет результаты.

6. Система оценки.
6.1. Результаты проверки теоретических знаний квалификационного экзамена оцениваются по следующим критериям:
— при безошибочном решении трёх билетов ставится оценка «отлично»;
— при одной ошибке в двух из билетах ставится оценка «хорошо»;
— по одной ошибке в каждом билете ставится оценка «удовлетворительно»;
— во всех остальных случаях ставится оценка «неудовлетворительно»;
— каждое исправление приравнивается к ошибке;
6.2. Если при ответе на вопросы билетов кандидат в водители пользовался какой-либо литературой или переговаривался с другими лицами, экзамен прекращается и ставится оценка «не сдал».
6.3. Итоговая оценка по результатам первого этапа практической квалификационной работы выставляется на основании всех упражнений, предусмотренных комплексом для конкретной категории.
6.4. Правильность выполнения задания каждого упражнения оценивается по системе: положительная оценка «Выполнил», отрицательная — «Не выполнил».
Для каждого упражнения определен перечень типичных ошибок, которые делятся: грубые, средние и мелкие. В соответствии с этой классификацией за совершение каждой ошибки кандидату в водители начисляются штрафные баллы: за грубую — 5, за среднюю – 3, за мелкую — 1.
Оценка «Выполнил» выставляется, когда кандидат в водители не допустил ошибок или сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет менее 5 .
Оценка «Не выполнил» выставляется, когда сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет 5 или более.
6.5. Итоговая оценка «Сдал» за первый этап выставляется, когда кандидат в водители получил оценку «Выполнил» за все упражнения, предусмотренные комплексом для данной категории.
Итоговая оценка «Не сдал» выставляется, когда кандидат в водители получил оценку «Не выполнил» за два упражнения из всех, предусмотренных комплексом или отказался от выполнения одного упражнения.
6.6. В случае, когда кандидат в водители получил оценку «Не выполнил» за одно упражнение из всех, предусмотренных комплексом, ему предоставляется повторная возможность. Номер упражнения, выполняемого повторно, фиксируется документально.
6.7. При положительном результате повторного выполнения первого этапа выставляется итоговая оценка «Сдал». При отрицательном – «Не сдал».
6.8. Для оценки второго этапа практической квалификационной работы определен перечень типичных ошибок, которые делятся на грубые, средние и мелкие. За совершение каждой ошибки кандидату в водители начисляются штрафные баллы:
— грубая — 5 баллов;
— средняя — 3 балла;
— мелкая – 1 балл.
6.9. При несогласии кандидата в водители с решением экзаменационной комиссии он имеет право подать апелляцию на имя директора учебной организации (председателя конфликтной комиссии) в течение дня после сдачи итоговой аттестации.

Права и обязанности обучаемых, их родителей

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
обучаемых, их родителей (законных представителей)

Участниками образовательного процесса в учебной организации ООО «РОТОР» являются обучаемые, преподаватели, мастера производственного обучения вождению, родители обучаемых (законные представители) и все другие работники учебной организации, имеющие отношение к образовательному процессу.
Права и обязанности участников образовательного процесса в организации определяются действующим законодательством Российской Федерации, Уставом и локальными нормативными актами учебной организации ООО « РОТОР»

Обучаемые имеют право:
а) выбора учебной группы.
б) на выбор специальности, программы профессиональной подготовки.
в) на бесплатное пользование учебной литературой и иными информационными носителями.
г) на получение дополнительных консультаций и занятий.
д) на свободное выражение своих взглядов и убеждений.
е) на уважение своего человеческого достоинства и защиту от физического и психологического насилия.
ж) на условия обучения, гарантирующие охрану здоровья.

Обучаемые обязаны:
а) выполнять Устав ООО «РОТОР» и правила внутреннего распорядка учебной организации.
б) выполнять распоряжения директора и других работников организации, организовывающих учебный процесс, требования других работников организации в части, отнесенной Уставом и правилами внутреннего трудового распорядка к их компетенции.
в) добросовестно проходить обучение по избранной программе профессиональной подготовки, не допускать пропусков занятий без уважительных причин.
г) бережно относиться к имуществу организации, а в случае порчи имущества возмещать причиненный ущерб, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
д) уважать честь и достоинство других обучаемых и работников учебной организации.

Обучаемым запрещается:
а) приносить, передавать или использовать оружие, спиртные напитки, токсичные и наркотические вещества.
б) использовать любые средства и вещества, которые могут привести к взрывам и пожарам.
в) применять физическое и психологическое давление в отношении других обучаемых.
г) производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих.

Родители обучаемых (законные представители) имеют право:
а) выбирать формы профессиональной подготовки и выбирать учебную группу.
б) защищать законные права и интересы подопечного.
в) принимать участие в обсуждении вопросов об успеваемости и поведении их подопечного в случае, когда решается вопрос о его отчислении.
г) знакомиться с ходом и содержанием учебного процесса, с оценками успеваемости обучаемого.
д) посещать организацию и беседовать с преподавателями и мастерами производственного обучения вождению в свободное от занятий время.
Родители обучаемых (законные представители) несут ответственность за:

а) посещаемость занятий своим подопечным и его успеваемость;
б) бережное отношение обучаемого к имуществу организации;
в) возмещение ущерба, причиненное организации, в соответствии с действующим законодательством.

Методические рекомендации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации учебного процесса по профессиональной подготовке
водителей транспортных средств

Требования к результатам освоения рабочей программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей транспортных средств соответствующих категорий (далее — Программа) сформированы на основе квалификационных требований, предъявляемых к водителю транспортных средств соответствующих категорий. В требованиях к результатам освоения Программы установлены требования к умениям, приобретаемым в ходе освоения Программы, указываются усваиваемые знания, на базе которых формируются умения и приобретается практический опыт управления транспортным средством.
Информационно-методические условия реализации Программы включают:
— учебный план;
— календарный учебный график;
— рабочие программы учебных предметов;
— методические материалы и разработки;
— расписание занятий;
Структура и содержание Программы представлены учебным планом, рабочими программами по учебным предметам и тематическими планами по учебным предметам.
В учебном плане содержится перечень учебных предметов с указанием объемов времени, отводимых на освоение предметов, включая объемы времени, отводимые на теоретическое и практическое обучение.
В тематическом плане по учебному предмету раскрывается последовательность изучения разделов и тем, указывается распределение учебных часов по разделам и темам.
В рабочей программе учебного предмета приводится содержание предмета с учетом требований к результатам освоения в целом программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий.
Рекомендации к условиям реализации Программы представлены рекомендациями по организации учебного процесса, учебно-методическому и кадровому обеспечению.

Рекомендации по организации учебного процесса.

Учебные группы по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей создаются численностью не более 30 человек.
Учет посещаемости занятий, успеваемости и пройденных тем ведется: преподавателями журнале учёта занятий, мастерами производственного обучения в индивидуальной книжке учёта обучения вождению на тренажёрах и (или) транспортных средствах.
Учебные занятия проводятся в одну или две смены в зависимости от количества одновременно занимающихся групп. Продолжительность занятий в группах, обучающихся с отрывом от производства, не должна превышать 8 учебных часов, а в группах, обучающихся без отрыва от производства, — 4 учебных часа в день.
Основными формами обучения являются теоретические, практические занятия и тренировки.
Основным методом проведения теоретического занятия является рассказ (объяснение) с демонстрацией (показом) на материальной части и с использованием технических средств обучения.
Теоретические занятия по каждому предмету должны планироваться, как правило, не более 2 часов в день, практические занятия и тренировки – 4-6 часов.
Продолжительность одного теоретического и практического часа занятия (тренировки) – 1 академический час (45 мин.), а вождения (в том числе на автотренажёре) – 1 астрономический час (60 минут), включая время на инструктаж, подведение итогов, оформление документации.
В целях оптимизации учебного процесса, повышения качества подготовки обучаемых время на изучение отдельных тем каждого предмета, а также последовательность их изучения могут быть изменены при условии полного выполнения Программы.
Теоретическое и практическое обучение проводятся в оборудованных кабинетах с использованием учебно-методических и учебно-наглядных пособий в соответствии с Перечнем учебных материалов для подготовки водителей.
Не допускается замена и практических занятий теоретическими и наоборот.
При профессиональной подготовке специалистов применяются следующие основные методы обучения: устное изложение (объяснение, рассказ, лекция), беседа, показ (демонстрация, наблюдения), упражнения (тренировки), самостоятельная работа. Указанные методы, как правило, применяются комплексно.
Преподаватель обязан для каждого занятия выбрать наиболее целесообразные методы обучения, исходя из требований программы и условий его проведения: состава и уровня подготовки обучаемых, степени сложности учебного материала, наличия и состояния учебного оборудования, места и времени проведения занятия.
Самостоятельная подготовка (консультация) организуется и проводится под руководством ведущих преподавателей.
Каждое занятие должно состоять, как правило, из вступительной, основной и заключительной частей.
Организационная часть любого занятия должна начинаться с проверки готовности группы к занятиям и наличии обучающихся. В этой части занятия преподаватель делает в журнале учёта занятий отметки об отсутствующих, затем переходит к последующим элементам занятия в соответствии с его планом.
Теоретические занятия проводятся в составе группы с целью изучения нового материала. Основной формой организации теоретического занятия является кабинетно-урочная система (урок).
Во вступительной части занятия преподаватель проводит краткий опрос обучаемых по ранее пройденному материалу.
В основной части сообщается тема, учебные цели и учебные вопросы, выносимые на занятие, излагается новый материал.
Излагая новый материал, преподаватель должен увязывать его с ранее изученными темами, иллюстрировать (демонстрировать) основные положения примерами из практики. Объяснения (рассказ) вести с использованием имеющихся учебных пособий (оборудованных и электрифицированных стендов, интерактивной доски, схем и плакатов), демонстрацией фрагментов учебных кинофильмов, широко использовать имеющиеся технические средства обучения.
В ходе занятия следует строго соблюдать логическую последовательность изложения, принятую техническую и военную терминологию. Необходимо обращать особое внимание на культуру речи, темп изложения материала, дикцию, эмоциональность и рациональное использование учебного времени.
При проведении теоретических занятий по устройству и техническому обслуживанию изучаемой техники учебный материал следует излагать в следующей последовательности:
название агрегата (механизма, системы, прибора, сборочного узла);
назначение, расположение и крепление, устройство и принцип действия (работы);
основные характеристики, параметры регулировок и контроля;
характерные эксплуатационные неисправности, их признаки, возможные причины, способы обнаружения и устранения;
периодичность технического обслуживания.
Особое внимание следует обращать на знание обучаемых перечня неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств.
В заключительной части теоретического занятия преподаватель отвечает на вопросы обучаемых, подводит итоги занятия, даёт задание на самостоятельную подготовку.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления теоретических знаний, обучаемых по изученной теме.
Занятия проводятся под руководством преподавателя в составе групп (бригад), определяемых до начала занятий и остающихся в своём постоянном составе в течение всего периода обучения. Старшими групп (бригад) следует назначать наиболее подготовленных обучаемых.
Практические занятия и тренировки проводятся фронтальным, индивидуальным и комбинированным методами.
При фронтальном методе все обучаемые по группам одновременно выполняют одни и те же работы на одинаковой материальной части.
При индивидуальном методе, каждая группа выполняет работу, отличающуюся от той, которая выполняется в то же время другими группами.
При комбинированном методе в процессе занятия могут сочетаться фронтальный и индивидуальный методы.
При организации занятий индивидуальным и комбинированным методами должны составляться графики перемещения обучающихся групп по учебным местам.
Обучающиеся, не отработавшие упражнений (работы) на практических занятиях, к экзаменам (зачётам) не допускаются.
Занятия по практическому обучению вождению транспортных средств проводятся индивидуально с каждым обучаемым сначала на тренажёрах (при их наличии), затем на автодроме (закрытой площадке), и после выполнения контрольных упражнений – на учебных маршрутах в условиях дорожного движения.
Практическое обучение вождению проводится вне сетки учебного времени мастером производственного обучения вождению индивидуально с каждым обучаемым в соответствии с графиком очередности обучения вождению (на тренажере и учебном транспортном средстве). При проведении занятий по вождению мастер производственного обучения вождению должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортным средством соответствующей категории, документ на право управления транспортным средством соответствующей категории, схему учебных маршрутов, согласованную с органами ГИБДД МВД РФ субъекта РФ, свидетельство о регистрации транспортного средства, график очерёдности обучения вождению, план проведения занятия.
Мастер может обучать на тренажере одновременно до четырех обучаемых (по числу учебных мест), а на учебном транспортном средстве–одного. Обучение вождению состоит из первоначального обучения вождению и обучения практическому вождению на учебных маршрутах в условиях реального дорожного движения.
Первоначальное обучение вождению транспортных средств должно проводиться на закрытых площадках или автодромах.
К обучению практическому вождению на учебных маршрутах в условиях дорожного движения допускаются лица, имеющие первоначальные навыки управления транспортным средством, представившие медицинскую справку установленного образца и знающие требования Правил дорожного движения.
Обучение практическому вождению проводится на учебном транспортном средстве, оборудованном в установленном порядке и имеющим опознавательные знаки «Учебное транспортное средство», тренажерах (при их наличии), автодроме (закрытой площадке) и на учебных маршрутах, утверждаемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и согласованных с ГИБДД.
На обучение вождению отводится 56 часов на транспортном средстве с механической трансмиссией и 54 часа на транспортном средстве с автоматической трансмиссией — категория «В», категория «А» 16 и 14 часов соответственно. При отработке упражнений по вождению предусматривается выполнение работ по контрольному осмотру, ежедневному техническому обслуживанию учебного транспортного средства.
Каждое задание программы обучения вождению разбивается на отдельные упражнения, которые разрабатываются организацией, осуществляющей подготовку водителей, и утверждаются ее руководителем.
Для проверки навыков управления транспортным средством предусматривается проведение контрольного занятия.
Контрольное занятие проводится на автодроме (закрытой площадке). В ходе за¬нятия проверяется качество приобретенных навыков управления транспортным средством путем выполнения соответствующих упражнений.
Лица, получившие по итогам контрольного занятия неудовлетворительную оценку, не допускаются к выполнению последующих заданий.
В индивидуальную книжку учёта обучения на тренажёрах, транспортных средствах записываются дата и номер отработанных упражнений, время практического вождения при выполнении упражнения (в часах, минутах), оценка, полученная обучаемым за выполнение упражнения. Эти записи скрепляются подписями мастера производственного обучения вождению и обучаемым.
При невозможности отработки отдельных упражнений (элементов) в реальных условиях (отсутствие в населённом пункте светофоров, железнодорожных переездов и др.) на автодроме должны быть созданы условия для их практической отработки.
Обучение вождению с прицепом проводится по желанию обучающегося. Часы могут распределяться на изучение тем по разделу.
Занятия по предмету «Первая помощь при ДТП» проводятся врачом или медицинским работником, имеющим среднее медицинское образование, имеющим соответствующее удостоверение (свидетельство) на право преподавания предмета. В ходе практического обучения по предмету «Первая помощь при ДТП» обучающиеся должны уметь выполнять приемы по оказанию доврачебной помощи (самопомощи) пострадавшим на дорогах.
Качественное проведение занятий требует от преподавателя (мастера производственного обучения вождению) тщательной подготовки.
Подготовка к проведению занятия включает ознакомление с программой и методическими указаниями по данной теме (упражнению), анализ результатов предыдущего занятия, отбор необходимого учебного материала, подготовку учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, проверку готовности учебно-материальной базы и подготовку места проведения занятия, выбор методов и приёмов обучения, определение мероприятий по обеспечению соблюдения мер безопасности и охраны труда при проведении занятия, составление задания обучаемым для самостоятельной подготовки.
Для проведения каждого теоретического и практического занятия руководитель должен иметь план проведения занятия, в котором предусматриваются название темы, цели, учебные вопросы, определенные программой на данное занятие, расчёт учебного времени, краткое содержание и порядок использования учебных пособий и технических средств обучения, действия руководителя и обучаемых, при необходимости контрольные вопросы для обучаемых при закреплении пройденного материала и задание для самостоятельной работы.
План проведения теоретических и практических занятий утверждается руководителем организации.
В течение периода обучения преподаватель (мастер производственного обучения) обязан проверять знания, умения и навыки обучаемых с объявлением и выставлением оценок в журнале учёта занятий.
На теоретических занятиях оценки выставляются за знание ранее пройденного материала, на практических занятиях – за выполненную практическую работу (норматив), при вождении машин – за выполнение каждого упражнения и контрольной проверки.
В конце курса обучения на основании текущих оценок и по результатам сдачи экзаменов выставляются итоговые оценки по всем предметам программы профессиональной подготовки.

Контроль успеваемости и качества подготовки обучаемых

Контроль успеваемости и качества подготовки учащихся включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и итоговую аттестацию в форме квалификационного экзамена.
Текущий контроль успеваемости предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучаемых и совершенствования методики проведения занятий. Он может проводиться в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем (мастером производственного обучения) или предусмотренной тематическим планом. Результаты текущего контроля успеваемости отражаются в журнале учета занятий и используются для оперативного управления учебным процессом.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебному предмету (темам) и проводится в форме зачетов.
Промежуточная аттестация проводятся с использованием материалов, утверждаемых руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Знания, умения и навыки обучающихся определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «зачтено» или «незачтено».

Организация итоговой аттестации (квалификационного экзамена).

Итоговая аттестация в форме квалификационного экзамена организуется и проводится в установленном порядке с целью проверки качества знаний и умений учащихся в соответствии с требованиями программы.
Виды аттестационных испытаний устанавливаются учебной программой и учебным планом.
К сдаче квалификационного экзамена допускаются лица, прошедшие полный курс обучения, выполнившие все практические работы и получившие положительные итоговые оценки по всем предметам (разделам) программы подготовки.
К экзамену не допускаются обучаемые, пропустившие более 20 % занятий или не полностью выполнившие предусмотренные программой практические работы.
Квалификационный экзамен принимает экзаменационная комиссия, назначенная решением руководителя организации. В состав комиссии входят преподаватели, мастера производственного обучения вождению и другие работники организации, осуществляющей образовательную деятельность, кроме того в соответствии со статьёй 74 ФЗ «Об образовании в РФ) в состав экзаменационной комиссии могут привлекаться представители работодателей, их объединений..
Персональный состав экзаменационной комиссии объявляется приказом руководителя организации перед началом учебного года. Квалификационный экзамен проводится в соответствии с организационными указаниями программ обучения.

Порядок проведения итоговой аттестации (квалификационного экзамена).

По предметам «Психофизиологические основы деятельности водителя»; «Устройство и техническое обслуживание ТС как объектов управления»; «Основы управления транспортными средствами; «Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом»; «Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом» проводится зачеты за счёт учебного времени выделяемого на предмет обучения.
Основным видом аттестационных испытаний является: квалификационный экзамен, на который отводится 4 часа.
Проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводится по предметам:
«Основы законодательства в сфере дорожного движения»;
«Устройство и техническое обслуживание ТС как объектов управления»;
«Основы управления транспортными средствами;
«Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом»;
«Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом».
«Основы законодательства в сфере дорожного движения» и «Основы безопасного управления транспортными средствами».
Проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводятся с использованием материалов, утверждаемых руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность.
На прием теоретической части квалификационного экзамена отводится 2 часа. При проведении экзамена с использованием автоматизированных систем, время, отводимое на экзамен уменьшается до фактически затраченного.
Практическая квалификационная работа при проведении квалификационного экзамена состоит из двух этапов. На первом этапе проверяются первоначальные навыки управления ТС на закрытой площадке или автодроме. На втором этапе осуществляется проверка навыков управления ТС в условиях дорожного движения. Для категорий «А», «М» только на закрытой площадке или автодроме.
Перед началом квалификационного экзамена председатель экзаменационной комиссии объявляет обучаемым, допущенным к экзамену, порядок его проведения.
Приём экзаменов проводится в присутствии всех членов комиссии.
Члены комиссии после ответа сдающего экзамен на все вопросы, в целях полного выяснения знаний и практических навыков обучаемого могут задавать ему дополнительные вопросы в пределах программы обучения.
Знания и практические навыки сдающих экзамены оцениваются по четырёхбальной системе.
При выставлении частных оценок по ответам необходимо руководствоваться следующим:
«отлично» — если экзаменуемый при ответе не допустил ни одной ошибки и без ошибок выполнил практическую квалификационную работу;
«хорошо» — если экзаменуемый при ответе допустил одну ошибку и набрал на обоих этапах практической квалификационной работы не более двух штрафных баллов;
«удовлетворительно» — если экзаменуемый при ответе допустил две ошибки и набрал на обоих этапах практической квалификационной работы не более четырёх штрафных баллов;
«неудовлетворительно» — если экзаменуемый при ответе допустил более двух ошибок и набрал на обоих этапах практической квалификационной работы более четырёх штрафных баллов;
На основании частных оценок сдавшему экзамен выводится итоговая оценка по предмету;
«отлично» — если в частных оценках больше половины оценок (в том числе по практическим навыкам) «отлично», а остальные – «хорошо»;
«хорошо» — если в частных оценках больше половины оценок (в том числе по практическим навыкам) «отлично» и «хорошо», а остальные – «удовлетворительно»;
«удовлетворительно» — если в частных оценках по теоретическим вопросам не более одной оценки «неудовлетворительно»;
«неудовлетворительно» — при одной оценке «неудовлетворительно» по практическим навыкам или, если в частных оценках по теоретическим вопросам более одной оценки «неудовлетворительно».
Выполнение установленных программой нормативов и оценок по практическим навыкам имеют определяющее значение. Во всех случаях при неудовлетворительной оценке по нормативам и практическим навыкам не может быть выведена положительная итоговая оценка.
Общая оценка не должна превышать оценку, полученную за выполнение каждого из этапов практической квалификационной работы.
Закончившими обучение считаются лица, получившие на экзаменах по всем предметам положительные итоговые оценки.
Лицам, окончившим обучение, выдается свидетельство о профессии водителя соответствующей категории, за подписью председателя экзаменационной комиссии, скреплённой печатью и подписью руководителя организации.
При обучении вождению на транспортном средстве, оборудованном автоматической трансмиссией, в свидетельстве о профессии водителя делается соответствующая запись.
Обучаемые, не сдавшие экзамен в связи с болезнью или по другим уважительным причинам, к экзамену допускаются с очередным учебной группой. Обучаемые, получившие неудовлетворительные оценки, к повторному экзамену допускаются после дополнительной подготовки.
В случае разногласий между членами комиссии председателю предоставляется право окончательного решения об оценке знаний и выпуске каждого обучаемого.
Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом в двух экземплярах, который подписывается председателем, членами комиссии, руководителем организации, скрепляется печатью и подлежит хранению в течение 15 лет.
Свидетельство, выдаваемое обучаемым, прошедшим подготовку по программам профессиональной подготовки водитель транспортного средства соответствующей категории, является основанием для сдачи экзамена в ГИБДД на присвоение квалификации водителей транспортных средств и получение соответствующих водительских удостоверений.
Порядок сдачи экзамена на получение права управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений определяется руководящими документами МВД РФ.

Рекомендации к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

Перечень учебных материалов для подготовке, переподготовке и повышение квалификации водителей транспортных средств соответствующей категории содержится в приложении к соответствующей программе.

Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.

Преподаватель по предметам «Основы законодательства в сфере дорожного движения»; «Психофизиологические основы деятельности водителя»; «Основы управления транспортными средствами»; «Основы управления транспортными средствами категории «А,М,B,С»; «Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом»; «Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом».
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы, удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории. Преподаватели, не имеющие педагогического образования, и лица, вновь поступившие на работу, обязаны в течение года пройти обучение по программе повышения квалификации «Педагогические основы деятельности преподавателя по подготовке водителей транспортных средств.
Преподаватель по предмету «Устройство и техническое обслуживание ТС категории «B» как объектов управления»;
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование технического профиля.
Преподаватель по предмету «Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии».
Занятия по предмету «Первая помощь» про¬водятся медицинским работником с высшим или средним профессиональным образованием медицинского профиля, прошедшим специальную подготовку при медицинском учебном заведении и имеющим соответствующее удостоверение (свидетельство) на право преподавания предмета.
Мастер производственного обучения вождению:
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное образование по программе повышения квалификации «Педагогические основы деятельности преподавателя (мастера) по подготовке водителей транспортных средств, без предъявления требований к стажу работы. Документ на право управления транспортным средством соответствующей категории и иметь непрерывный стаж управления транспортным средством не менее 3 лет.

Требования к результатам освоения Программ профессиональной подготовки

В результате освоения программы обучающиеся должны знать:
Правила дорожного движения, основы законодательства в сфере дорожного движения;
правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС;
основы безопасного управления транспортными средствами;
цели и задачи управления системами «водитель — автомобиль — дорога» и «водитель — автомобиль»;
особенности наблюдения за дорожной обстановкой;
способы контроля безопасной дистанции и бокового интервала;
порядок вызова аварийных и спасательных служб;
основы обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов;
основы обеспечения детской пассажирской безопасности;
проблемы, связанные с нарушением правил дорожного движения водителями транспортных средств и их последствиями;
правовые аспекты (права, обязанности и ответственность) оказания первой помощи;
современные рекомендации по оказанию первой помощи;
методики и последовательность действий по оказанию первой помощи;
состав аптечки первой помощи (автомобильной) и правила использования ее компонентов.
В результате освоения программы обучающиеся должны уметь:
безопасно и эффективно управлять транспортным средством (составом транспортных средств) в различных условиях движения;
соблюдать Правила дорожного движения при управлении транспортным средством (составом транспортных средств);
управлять своим эмоциональным состоянием;
конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие в дорожном движении;
выполнять ежедневное техническое обслуживание транспортного средства (состава транспортных средств);
устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации транспортного средства (состава транспортных средств)
обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку, либо прием, размещение и перевозку грузов;
выбирать безопасные скорость, дистанцию и интервал в различных условиях движения;
информировать других участников движения о намерении изменить скорость и траекторию движения ТС, подавать предупредительные сигналы рукой;
использовать зеркала заднего вида при маневрировании;
прогнозировать и предотвращать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления транспортным средством (составом транспортных средств);
своевременно принимать правильные решения и уверенно действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях;
выполнять мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии;
совершенствовать свои навыки управления транспортным средством (составом транспортных средств)